СОЮЗКОНСАЛТ 

Центр развития вашего бизнеса

+7 (347) 211-73-30

        Заметка

    Институты дистанционного образования по ошибке воспринимаются как низкокачественные, даже если отзывы выпускников и   работодателей на высоте. Нужно провести работу по информированию населения о том, что на самом деле такой вид обучения –   новый этап развития системы образования во всем мире, а не способ удешевить его.


10 проблем дистанционного обучения и пути их решения
Содержание:  Проблемы ДО и пути их решения

Проблема 1: отсутствие личного общения с преподавателем
Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения
Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения (с преподавателями, учащимися, администрацией вуза)
Проблема 4: не все профессии можно освоить дистанционно
Проблема 5: отсутствие самомотивации и самодисциплины
Проблема 6: студент не может сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников
Проблема 7: отстраненная оценка материала
Проблема 8: преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и понимания материала
Проблема 9: обезличивание преподавателя и студентов
Проблема 10: соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения домашнего задания

  Потрясшая весь мир пандемия показала, насколько отечественная система образования не готова к дистанционному обучению. А надо бы подготовиться, потому что именно к такому формату обучения плавно переходит образование во всем мире.

На нашем телеграм-канале вы можете отслеживать полезные советы для студента. А в группе можно найти выгодные предложения. Сегодня расскажем, с какими трудностями уже успели столкнуться первопроходцы в дистанционном обучении и как эти трудности преодолевают учащиеся по всему миру.

Проблемы ДО и пути их решения

В период дистанционного обучения учащиеся столкнулись с большими проблемами, которые влияют на качество обучения. Давайте рассмотрим каждую более подробно и узнаем, есть ли решение.

Проблема 1: отсутствие личного общения с преподавателем

Теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил домашку. Все общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения не получится.

Решение: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не упустить.

Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения

Система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями студентов по сети для проведения лекции. А что, если один не слышит, а другой не видит? Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в университетах пока не могут сделать.

Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими средствами и ПО нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения.

Решение: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять успешный опыт онлайн-школ и курсов. Использовать опробованные средства:

для проведения видео-конференций Skype, Zoom – здесь каждый участник может задавать свои вопросы и видеть собеседника;
инструменты совместной работы над документами Google Classroom и Google Docs;
платформы с готовым контентом для самостоятельной работы дома (типа Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru).

Не забывайте, у нас еще слишком мало опыта. Поэтому ошибки будут неизбежны.

Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения (с преподавателями, учащимися, администрацией вуза)

Поиск друзей и знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже возможность списать или договориться насчет конспекта – всего этого теперь нет в дистанционном обучении.

Эта же актуальная проблема ДО в РФ вызывает трудности для учителя при дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении.

Решение: теперь придется надеяться только на себя. А что до живого общения – придется искать его в других местах: кафе и кино, театрах и выставках. Впрочем, никто не мешает скооперироваться со студентами своего курса и сделать хорошей традицией собираться для отмечания сессии вместе.

Проблема 4: не все профессии можно освоить дистанционно

Сначала мы сталкиваемся с тем, что не любую профессиональную практику можно пройти дистанционно. Например, медицинскую, строительную, на производстве и т.д.

Но теперь перед нами стоит еще более сложная проблема: оказывается, что не каждую профессию в принципе можно освоить удаленно.

Как делать вскрытие или осматривать место преступления по сети? Как лечить животных и делать уколы пациентам? Как проводить буровые работы и проводить археологические раскопки?

Решение: для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения, когда часть занятий проходит дистанционно, а часть вживую. Поэтому не пугайтесь и смело учитесь удаленно.

Проблема 5: отсутствие самомотивации и самодисциплины

Не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это осложняется еще и тем, что часто студенты выбирают профессию неосознанно. Они еще не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. Отсюда и отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь успешное обучение.

Для других хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и личный контакт с педагогическим составом.

Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа. А ведь в школе к этому не готовят (домашнее задание не в счет, оно ни в какие рамки не идет с тем, что задают в университете).

Решение: пробуйте найти свою мотивацию к обучению – для этого существуют разные техники. Работайте над самодисциплиной. Если не удается, соберите группу единомышленников, чтобы помогать друг другу.

Проблема 6: студент не может сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников

Речь идет не об оценках, а о работе на занятиях. Ответ у доски, навыки работы на семинарах, выступления на конференции и другое – все это позволяет оценить свои скиллы, навыки окружающих и в итоге стремиться к совершенству. А при ДО этого нет.

Решение: а вот это скорее плюс, ведь теперь вы можете свободно и объективно оценивать себя без оглядки на окружающих. Однако нет и показателей, куда расти. Можно попросить преподавателя составить список критериев, по которым вы могли бы развиваться дальше. Или в общем чате попросите сокурсников смело критиковать вас по существу. А еще обязательно узнайте все возможные способы обратной связи с преподавателем и правила общения с ним (удобное время и способ связи).

Проблема 7: отстраненная оценка материала

При традиционном обучении есть шанс, что даже сухой и скучный материал может увлечь, если преподаватель дает его с огоньком. Эмоциональная окраска и темперамент живой речи преподавателя могут «заразить» и учеников, облегчить понимание тяжелого материала.

Нестор Петрович точно знал, как привлечь внимание учеников

Решение: смиритесь с тем, что информация – это всего лишь информация. Оценивайте ее критично, а не по эмоциональной окраске речи преподавателя. Впрочем, всегда можно найти автора книги по предмету, увлеченного своей сферой и так же увлеченно о ней рассказывающего.

Проблема 8: преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и понимания материала

Непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы – по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости преподаватель может даже найти слабое место и е его пояснить здесь и сейчас, приводя новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала.

ДО же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с учениками нет.

Решение: все недовольства и непонятные моменты привыкайте озвучивать сразу же. Помните: преподаватель не умеет читать мысли и может даже не видит вас. Помогите ему увидеть слабые места и устранить их.

Проблема 9: обезличивание преподавателя и студентов

Когда преподаватель видит перед собой ученика, он видит личность: со своими достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому индивидуально. И вот тут возникают основные сложности дистанционного обучения.

При ДО учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает определенные психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения.

Решение: научитесь видеть здесь свои плюсы. Например, преподаватель не знает вас, а значит, и умышленно «валить» на экзамене тоже вряд ли кто-то будет. Отношение ко всем будет равное. А это создает более психологически спокойную среду для учащихся.

Проблема 10: соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения домашнего задания

Отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что ученик перестает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет возможности проверять работу студентов достаточно качественно.

Решение: тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна в первую очередь вам, и только при самостоятельном обучении в голове отложатся нужные знания. Ну а если раз в год понадобится помощь на стороне, на знания это никак не повлияет.

Многие пугаются, что при ДО ученик остается один на один со своими проблемами. И пока система не доведена до совершенства и автоматизма, скорее всего так и было бы.

Но к счастью, у вас есть надежный помощник в виде студенческого сервиса, который не оставит на произвол судьбы и поможет в период карантина решить основные проблемы и трудности перехода на дистанционное обучение в вузе России без больших потерь.


Автор: Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

         Востребованные рабочие профессии

Какие профессии востребованы

Рынок труда в России остро нуждается в представителях рабочих профессий! Во многих областях требуются квалифицированные специалисты, умеющие работать!


     Соответствующий список 50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессии на рынке труда, для которых требуется получение среднего профобразования недавно утвердил Минтруд.

[50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий]

В список вошли как хорошо всем известные профессии (слесарь, повар, сварщик и т.д.), так и весьма экзотические и новые (специалист по сбору цифрового следа, специалист по аддитивным технологиям, оператор беспилотных летательных аппаратов и т.д.).

Полный перечень топ-50 рабочих профессий приведен ниже.

При этом большинство профессий требует наличие компетенций, соответствующих стандартам WorldSkills.

Напомним, что WorldSkills International – это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий. Организация занимается привлечением внимания к рабочим профессиям и созданием условий для развития высоких профессиональных стандартов.

Skills в переводе с английского «умение».

Один раз в два года WorldSkills проводит мировой чемпионат рабочих профессий, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». Последний раз такое соревнование проводилось в 2019 году в Казани.

Что думаете про актуальность профессий? Пишите в комментариях

Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Агроном

2. Ветеринарный фельдшер

3. Графический дизайнер *

4. Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции,       отходов  производства

5. Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

6. Мастер общестроительных работ (бетонщик, каменщик, слесарь по сборке металлоконструкций,   электросварщик ручной сварки) *

7. Мастер отделочных строительных и декоративных работ (маляр строительный, монтажник каркасно-обшивных конструкций, облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, штукатур, резчик по камню, облицовщик синтетическими материалами) *

8. Мастер по изготовлению мебели (сборщик мебели) *

9. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей *

10. Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства (рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод) *

11. Мастер слесарных работ (слесарь по ремонту строительных машин, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования) *

12. Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ (столяр строительный, плотник,   стекольщик, паркетчик) *

13. Машинист дорожных и строительных машин

14. Машинист технологических насосов и компрессоров

15. Медицинская сестра/медицинский брат (медицинская сестра/медицинский брат) *

16. Монтажник санитарно-технических систем и оборудования *

17. Оператор беспилотных летательных аппаратов

18. Оператор станков с программным управлением *

19. Повар, кондитер *

20. Промышленный дизайнер *

21. Сварщик *

22. Специалист по работе с документами и архивами (в том числе электронными)

23. Специалист в области воспитания

24. Специалист индустрии красоты (парикмахер, специалист по предоставлению бытовых косметических услуг) *

25. Специалист по агромелиорации

26. Специалист по аддитивным технологиям *

27. Специалист по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

28. Специалист по гостеприимству *

29. Специалист по изготовлению швейных и меховых изделий

30. Специалист по инженерному дизайну (чертежник-конструктор)* 

31. Специалист по информационным системам и программированию* :

  • администратор баз данных,
  • бэкенд-разработчик,
  • программист,
  • разработчик Web и мультимедийных приложений,
  • сетевой и системный администратор,
  • специалист по интеллектуальным интегрированным системам
  • специалист по машинному обучению,
  • специалист по сбору цифрового следа,
  • тестировщик,
  • технический писатель,
  • специалист по информационной безопасности
  • фронтенд-разработчик

32. Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике *

33. Специалист по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок *

34. Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования *

35. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

36. Специалист по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ

37. Специалист по обслуживанию и ремонту электронной техники *

38. Специалист по обслуживанию роботизированного производства *

39. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники *

40. Специалист по системам радиосвязи, мобильной связи и телерадиовещания

41. Специалист по технологиям машиностроительного производства

42. Специалист по экологической безопасности природных комплексов

43. Специалист по эксплуатации зданий и сооружений

44. Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования

45. Специалист полиграфического производства *

46. Станочник широкого профиля *

47. Технолог продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов

48. Фармацевт

49. Фельдшер

50. Электромонтажник/Электромонтер *

< * > – к профессии предъявляются требования и компетенции по стандартам WorldSkills

Источник: Приказ Минтруда Росии от 26.10.2020 г. № 744


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ

Свидетельство и удостоверение о повышении квалификации

    Согласно ФЗ № 273 и поясняющему его 76-ю статью приказу Минобрнауки № 499, после окончания программы повышения квалификации слушателю выдается удостоверение (не диплом – его получают те, кто прошел профпереподготовку). Но законодательство все-таки допускает свободу выбора вида документов о получении дополнительного профобразования (ДПО), в то же время устанавливая некоторые ограничения, касающиеся и удостоверений о повышении квалификации.

    По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации. Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.

  • Официально свидетельства, сертификаты – это документы об обучении, а удостоверение – это документ об образовании и квалификации. Из этой формулировки вытекает законодательно установленная разница в юридической силе сертификатов и удостоверений:

  • Удостоверения, будучи документами о квалификации, констатируют повышение или присвоение квалификации по итогам полученного ДПО. Свидетельства и сертификаты, имея статус документов об обучении, удостоверяют факт присвоения категории, разряда, класса как результат пройденного профобучения (например, это свидетельства о профессии рабочего или о должности служащего) или полученного допобразования (это свидетельства о повышении квалификации, которые могут выдавать учреждения ДПО, если курс по длительности меньше допустимого минимума в 16 часов или он не заканчивается итоговой аттестацией).

Фактически оба типа документов – удостоверение и свидетельство – дают право заниматься соответствующей оконченной программе профессиональной деятельностью, но:

  • с удостоверением можно работать на должностях (например, госслужащих), для которых установлены четкие требования к уровню квалификации и образования (высшее, среднее, а после них – дополнительное профессиональное);

  • со свидетельством допустят к выполнению трудовых функций, если для их исполнения нужна квалификация, полученная после изучения программ ДПО или профессионального обучения.

      Проще говоря, статус удостоверения выше, чем значимость сертификата или свидетельства, поскольку их можно получить, окончив школу или 9 классов со справкой, а не аттестатом и отучившись на курсах подготовки рабочих или младших служащих. Работодатель вправе сам решать, достаточно ли при приеме в число сотрудников наличия у кандидата свидетельства об окончании курсов ДПО, или он хочет видеть у себя в штате специалиста с удостоверением о повышении квалификации, для получения которого обязательно наличие полноценного профессионального базового образования – среднего или высшего. Примерные (рекомендованные, но не обязательные) образцы бланков удостоверений и их заполнения содержатся в письме Минобрнауки № АК 608/06.

Бланки

Единой формы удостоверений о повышении квалификации нет – все учебные заведения основного и дополнительного профобразования вправе разрабатывать ее по своему усмотрению: соответственно, документ может иметь какой угодно вид – жестких стандартов в отношении размера, формы и цвета нет.
По ФЗ № 273 в круг полномочий образовательных организаций входит приобретение готовых или заказ выпуска изготовленных по собственным образцам бланков документов, которые выдаются после окончания учебы. При этом закон не обязывает делать удостоверения или свидетельства о повышении квалификации исключительно защищенными от подделок.

   Тем не менее федеральные и региональные органы власти имеют право требовать от подведомственных или находящихся на территории субъектов РФ образовательных организаций соблюдения определенных стандартов бланков удостоверений о повышении квалификации. Минобрнауки рекомендует местным органам, контролирующим ДПО, настаивать на выдаче документов, выписанных на защищенных бланках, так как благодаря этому:

  • проще в случае необходимости подтвердить оригинальность документа и указанную в нем квалификацию;

  • легче проконтролировать подлинность бланка, так как предприятия, изготавливающие защищенную полиграфическими методами продукцию, ведут строгую отчетность – их сначала лицензирует, а затем курирует ФНС.  Перечень предприятий, которые могут изготавливать защищенные полиграфическими способами бланки документов о ДПО, есть на сайте ФНС.

   Все образовательные учреждения имеют право на свое усмотрение выбрать изготовителя, которому поручить выпуск удостоверений. По эскизам заказчика типографии могут печатать стандартизованные бланки с дополнительными отличительными защитными знаками.

Заполнение 

   Удостоверения выписываются на русском языке, допускается использование иностранного, если это определено внутренним регламентом учебного заведения. Заполнять документ от руки не рекомендуется – предпочтительнее отпечатать на принтере, шрифт должен быть черным.

В удостоверении (свидетельстве или сертификате) о повышении квалификации указываются:

  • полное официальное название учебного заведения, закрепленное в его уставе – обязательно в именительном падеже;

  • номер, под которым документ внесен во внутреннюю книгу регистрации;

  • месторасположение образовательной организации (населенный пункт);

  • дата выдачи; Ф. И. О. выпускника курсов (полностью, по паспорту, тоже в именительном падеже);

  • название и объем программы в академических часах;

  • период обучения.

    Возможно указание полученной квалификации и темы выпускной работы. Документ подписывает должностное лицо образовательной организации (директор, его зам по учебной части и другие ответственные сотрудники) – от руки черной, синей или фиолетовой пастой, тушью или чернилами. Использовать факсимиле запрещено. Заверяются удостоверения, свидетельства или сертификаты о повышении квалификации печатью учебного заведения. Учет С 1 сентября 2013 года информация о выданных удостоверениях о повышении квалификации вносится в ФИС – Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Оператор этой системы – Рособрнадзор, он рассылает учебным заведениям рекомендации о том, как и какие данные вносить в эту общегосударственную базу. По утвержденному сейчас порядку в ФИС фиксируются: название документа; номер и серия его бланка; Ф. И. О. владельца удостоверения; название организации, которая его выдала; полные наименования программы и присвоенной квалификации; срок обучения. За своевременность внесения сведений в информационную систему и их достоверность несет ответственность образовательная организация. Номер защищенного бланка удостоверения о повышении квалификации – 12-значный. Первые две цифры – это код региона, в котором находится учебное заведение; следующие две – номер лицензии предприятия-изготовителя (однозначные дополняются слева нулем); с пятого до двенадцатого символа – 8-значный учетный номер изготовителя.

В учебной организации факт выдачи удостоверений о повышении квалификации фиксируется в книге регистрации. В записи указываются: название документа и номер его бланка;

  • номер регистрации; дата выдачи;

  • Ф. И. О. выпускника курсов;

  • дата заседания и номер протокола аттестационной комиссии;

  • если документ выдан лично в руки выпускнику – его подпись, если отправлен по почте – номер и дата отправления;

  • подпись сотрудника, который выдал документ.

    Также Минобрнауки рекомендует регистрировать сведения о названии программы, присвоенной квалификации, сроке обучения – для того, чтобы совпадали данные, внесенные в ФИС и имеющиеся в образовательной организации. Удостоверение о курсах повышения квалификации может быть выдано: лично выпускнику; по нотариально заверенной доверенности; заказным письмом с уведомлением о вручении (для этого надо написать заявление, в котором указать адрес, на который отправлять документ). Доверенности и уведомления о вручении хранятся месте с ведомостью выдачи удостоверений о повышении квалификации.

Срок действия 

Удостоверение о повышении квалификации действительно максимум 5 лет, но это негласное правило – ни в одном из федеральных нормативных актов, регулирующих получение дополнительного профессионального образования, таких ограничений нет. Они естественным образом вытекают из установленной законами периодичности повышения квалификации. Для большинства профессий – это как раз 5 лет. Если специалист обязан проходить повышение квалификации каждый год (например, аудитор) или каждые три года (как педагоги), то его документ о предыдущем дополнительном профобразовании фактически будет иметь силу соответственно 1 или 3 года. Поэтому срок действия удостоверения о повышении квалификации не указывается в документе, а определяется отраслевыми нормативами. При желании специалист может по собственной инициативе проходить программы повышения квалификации ежегодно, даже если профстандартом или ведомственными приказами установлена другая периодичность, к примеру, раз в пять лет. В этом случае он получит по итогам каждого курса новый документ, но старый у него не отберут, и он останется действительным. Удостоверение, свидетельство или сертификат о повышении квалификации – персональные, именные документы, распоряжаться которыми могут только их обладатели.